В работе автор вводит понятие успешности сложной социальной системы: сообщества, страны, цивилизации. Успешность как ориентир в государственном и общественном управлении, в политике часто становится объектом манипуляции,

однако при научном подходе успешность — это объективное и устойчивое понятие.

Кроме того, автор предложил подход в виде единого обобщенного показателя успешности, корреспондирующего с представлением о жизнеспособности для живых субъектов. Сложная социальная система выступает как аналог живой системы. Полученные в ходе исследования результаты позволяют квалифицировать либеральную космополитическую модель постсоветской России как неуспешную и тупиковую. При этом предложены альтернативные постлиберальные экономические решения, способные привести страну к успешности и отвечать постоянному критерию позитивного развития.

Монография предназначена для специалистов в государственном управлении, политических и общественных лидеров, студентов, аспирантов и преподавателей.

Сулакшин С.С. Теория и феноменология успешности сложной социальной системы.
М.: Научный эксперт, 2013. 232 с.

Загрузить монографию в формате pdf >>>

С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение ……………………………………………………………………………….4
Глава 1. Феноменологический шаг к понятию
успешности …………………………………………………………………………..11
Глава 2. О максимизации бытийной способности …………..73
Глава 3. Успешность сложной социальной
экономической системы ……………………………………………………111
Глава 4. Модель экономической успешности России …….137
Глава 5. О модернизации экономической
модели России …………………………………………………………………..158
Глава 6. Переходные процессы модернизации ……………..190
Глава 7. Цивилизационная специфичность
экономической успешности страны ………………………………….205
Заключение …………………………………………………………………………223
Список литературы …………………………………………………………….226

В практической деятельности человека всегда присутствует оценка им результатов своей активной деятельности. Самая простая оценка результатов — это их фиксирование в виде каких-то показателей развития и затем интерпретация. Оценки — хороши они или плохи в соответствии с каким-то выбранным критерием. Например, почему-то необходимо, чтобы показатели развития росли. Тогда оценка заключается в ответе на вопрос: растут ли показатели?

В политической и государственно управленческой практике таких примеров много. Например, в последние годы научное сообщество проявляет заметный интерес к разработке методологии оценки развития и дифференциации стран. Рядом мировых научных центров разрабатываются индексы, оценивающие конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность, даже уровень счастья населения стран. Как правило формируются индексы (количественные показатели успешности), которые состоят из небольшого числа показателей, в среднем из 5–6, причем часть показателей может составлять экспертная оценка, т. е. мнение группы экспертов о величине какого-либо показателя, который не представлен статистически.

В результате получается индекс, зависящий от мнений подобранной группы экспертов и их предпочтений, следовательно, такие индексы содержат определенный уровень произвола.

Это существенный недостаток, который может влиять на формирование неправильного или манипулятивного мнения о стране.

Кроме того, такие индексы всегда отражают какую-либо узкую сферу жизнедеятельности сложной социальной системы. Оценивается качество отдельных сторон развития соответствующей страны, экономическое качество, социальное, политическое, военно-политическое и т. п.

Однако значимая практическая задача, поставленная в настоящей работе, заключается в том, чтобы оценивать ситуацию и качество сложной социальной системы и ее управления в целом — насколько успешно или неуспешно развивается и управляется страна.