В.И.Якунин, С.С.Сулакшин, В.Э.Багдасарян, И.Б.Орлов, С.М.Строганова.
Качество и успешность государственных политик и управления. Серия «Политическая аксиология».
М.: Научный эксперт, 2012 г., — 496 с. Научная монография.

В монографии впервые решена задача единой интегративной количественной оценки качества и успешности государственных политик и управления. Качество государственных политик и управления представлено как фактор успешности развития, выступающей в виде функции цели. Показаны многокомпонентность категориий качества и успешности государственного управления и методология их максимизации. Рассмотрены более сорока «отраслевых» государственных политик как управленческих практик. Изучен обширный исторический и компаративный межстрановый опыт, отражающий цивилизационную специфику российской государственности и государственных политик.

Для специалистов системы государственного управления, госслужащих, преподавателей, аспирантов и студентов, обучающихся по специальностям политологии и государственного управления.

Полный текст монографии в формате pdf >>>

Что чаще всего подразумевается под политикой? — Отношения по поводу борьбы за власть и реализации властных полномочий. Понятно сколь много в жизни зависит от того, какой именно в результате борьбы сформировалась власть и насколько она эффективна. Как обосновать свое отношение к власти, как оценивать ее деятельность? Что понимать под успешностью ее деятельности? Что такое качество государственной политики, качество государственного управления? Эти вопросы имеют как общественное значение, так и сугубо управленческое, практически технологическое. Именно эти вопросы поставлены в настоящей монографии.

Оценка эффективности деятельности современной государственной власти, успешности осуществления государственных политик в разных сферах жизнеустройства страны — это не только предмет знаний гражданина, который актуален для него, например, на выборах. Для самой власти необходима объективная оценка ее деятельности как обратная связь, помогающая при настоящей демократии обеспечивать прогресс и наращивать успешность государства.

Обоснованные процедуры оценки эффективности государственного управления являются также обязательной частью управления по типу оптимизационного.

Необходимо научно обоснованное, критериально прозрачное измерение эффективности властной деятельности.

Качество, как и успешность государственного управления, не может оцениваться без апелляции к какой-либо ценности. Ценностное содержание обязательно имеет заявленную публично цель. Может использоваться какая- либо идеологическая ценность. Известно множество такого рода частных критериев, для которых построены так называемые индексы — глобальной конкурентоспособности, коррумпированности, прав и свобод, развития демократии в той или иной стране. Это частные критерии для оценки качества разных сторон развития соответствующей страны. Но возникает важный вопрос: а существует ли наиболее объективный, наиболее интегративный и в этом смысле наиболее универсальный единый ценностный критерий государственной политики, управления и успешности?

Авторы выдвигают концепт такого критерия. Он равноприменим и равнозначим для любого государства, включая failed states (недееспособные государства). Это — жизнеспособность государства в широком смысле, иными словами — страны в целом. Не будет страны — не будет ничего: ни прав и свобод, ни рынка, ни демократии, ни демографии, ни здоровья и достоинства граждан.

Успешность страны (государства) включает в себя два важнейших критерия.

Страна, во- первых, должна быть способна существовать и не разваливаться как, например, СССР. А, во- вторых, показатели, характеризующие ее существование, должны быть такими, чтобы обеспечивать должное державное достоинство как государства, так и граждан. Эти состояния характеризуются так называемой жизнеспособностью, которая является самым общим, самым значимым и первичным критерием государственной политики и государственного управления. Все остальные частные критерии успешности государственных политик находятся в субординации к выдвинутому интегративному критерию высшего уровня.

Качество, как общая категория, имеет семантическое отношение к тематике аксиологии. Качество и ценность — категории связанные. Именно поэтому настоящая работа издается в серии «Политическая аксиология».

Непросто выглядит категория качества государственного управления. К этому понятию возможны три подхода. Во-первых, качество в шкале «затраты—результат». Это распространенный либерально коммерческий вариант, который сродни КПД (коэффициенту полезного действия). Подход является, безусловно, технически полезным, но он не исчерпывает важных политических и социальных нагрузок власти. Нужно помнить, что власть качественно отличается от коммерческого или корпоративного типа управления.

Во- вторых, качество власти (как института) возможно оценивать, сопоставляя результаты ее деятельности с неким эталоном. В принципе этот подход является наиболее универсальным, когда речь идет о какомлибо качестве вообще, без уточнения контекста. Но качество государственного управления или реализации государственных политик — вещь весьма контекстная и актуальная.

В рамках авторского подхода акцент делается на ином, третьем подходе, который основан на сопоставлении результатов управленческой деятельности власти по отношению к заявленным ею публично целям.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………5

Глава 1. Высший критерий качества государственного управления ………………12
Глава 2. Индексы государственной успешности ……………………………………..35
Глава 3. Экспертная оценка качества государственного управления ………….113
Глава 4. Успешность России в страновом сопоставлении ……………………….201
Глава 5. Российский хронограф государственных политик ……………………….229
Глава 6. О качестве и успешности «отраслевых» государственных политик…..255

6.1. Продовольственная политика ……………………………………………..255
6.2. Энергетическая и энергосберегающая политика …………………………263
6.3. Промышленная политика …………………………………………………….274
6.4. Политика в аграрной сфере …………………………………………………278
6.5. Транспортная политика …………………………………………………..288
6.6. Политика в сфере жилищного обеспечения ……………………………293
6.7. Политика в сфере производительности труда …………………………297
6.8. Правоохранительная политика: борьба с преступностью …………..299
6.9. Правоохранительная политика: обеспечение судебного процесса …304
6.10. Политика в сфере развития оборонно- промышленного комплекса
и вооружений …………………………………………………………………….308
6.11. Политика, относящаяся к компетенции служб безопасности ………..313
6.12. Военная политика …………………………………………………………317
6.13. Демографическая политика ……………………………………………..325
6.14. Политика в сфере доходов и оплаты труда ……………………………334
6.15. Государственно-управленческая политика в сфере экологии ……….340
6.16. Политика в сфере бытового обслуживания населения ……………..347
6.17. Пенсионная политика ………………………………………………………..350
6.18. Политика в сфере здравоохранения ……………………………………..354
6.19. Политика занятости ………………………………………………………358
6.20. Политика в сфере развития физкультуры и спорта ……………………361
6.21. Политика в рекреационно-релаксационной сфере …………………..363
6.22. Молодежная политика ……………………………………………………….371
6.23. Политика социальной защиты населения …………………………….375
6.24. Политика в сфере культуры ………………………………………………..377
6.25. Политика в сфере национальных отношений …………………………….384
6.26. Политика взаимоотношений с религиозными институтами ……………386
6.27. Политика духовного развития народа …………………………………….392
6.28. Политика в сфере науки и инноваций …………………………………….397
6.29. Политика в сфере информатизации и связи …………………………401
6.30. Политика в сфере образования ………………………………………..409
6.31. Региональная политика …………………………………………………….413
6.32. Кадровая государственная политика ……………………………………..416
6.33. Политика выравнивания социального диспаритета ………………….427
6.34. Бюджетная и налоговая политика ………………………………………….432
6.35. Денежно-кредитная и банковская политика …………………………435
6.36. Ценовая государственная политика ……………………………………….440
6.37. Инвестиционная политика …………………………………………………444
6.38. Политика управления государственным долгом ………………………..445
6.39. Внешнеэкономическая политика …………………………………………..449
6.40. Международная (дипломатическая) политика …………………………..453
6.41. Политика в сфере чрезвычайных ситуаций ……………………………457
6.42. Геополитика …………………………………………………………………..459
6.43. О причинно-следственной связи качества государственного
управления и материальных результатов развития ………………………464

Заключение …………………………………………………………………………….477
Литература ………………………………………………………………………………480